21 Cornerstone в прессе
Cornerstone
ENGRUS
 
Новости / Cornerstone в прессе

Cornerstone в прессе

www.dp.ru

24.11.2017

Эксперт Cornerstone Ольга Петровская в "Деловом Петербурге"

Счастье — призрачное и неуловимое понятие, меняющее свои характеристики для каждого отдельного человека. Между тем знать, счастливы или нет сотрудники и от чего меняется "индекс счастья" в компании, очень важно для руководителя. Это прямо влияет на успех бизнеса.

"Счастье сотрудников — интегральная величина. На нее влияют рабочие условия, мотивированность работой и проблемы личного характера", — рассуждает Сергей Пархоменко, управляющий партнер агентства "Идеи&Решения". Многообразие влияющих прямо и косвенно факторов сильно затрудняет вычисление индекса счастья в компании. "Думаю, его можно условно приравнять к NPS (Net Promoter Score) — популярному показателю лояльности анкетируемого, — размышляет Сергей Тиунов, управляющий партнер BDO Unicon Outsourcing. — Человека могут устраивать или не устраивать какие–то нюансы, но в сущности важно только одно: пришел бы он наниматься к вам еще раз?"
Изучение степени "счастливости" работников важно для работодателя. Как писал "ДП", согласно данным Gallup, оптимистично настроенные сотрудники опережают пессимистов по объему продаж на 37%, прибыльность компаний, где отмечена высокая вовлеченность сотрудников, на 27% выше, чем у компаний, не уделяющих должного внимания работникам.

Несмотря на то что для расчета уровня счастья придумано много разных методик, выяснить, счастливы или нет сотрудники в компании, можно и с помощью одного вопроса, считает Виталий Новиков, управляющий партнер компании "Университет продаж". "Вопрос звучит так: "Готовы ли вы рекомендовать своего работодателя друзьям, коллегам и родственникам?" Ответы нужно оценить по 10–балльной шкале, где 1 — гори в аду, а 10 — я рекомендую", — объясняет Виталий Новиков.
Намного более ресурсозатратный и, соответственно, более глубокий способ изучения — общение начальника с подчиненными с целью выяснить их настроения. "Самый верный способ — спросить у сотрудника, счастлив он или нет, напрямую. Но на месте руководителя я доверил бы это делать психологам и специалистам по HR", — уточняет бизнес–тренер и психотерапевт Дмитрий Ломоть. Тем не менее у начальника обязательно должно быть не менее 30 минут общения с подчиненными в неделю. С коллегой согласен Владимир Маринович, основатель бизнес–школы "Вверх", акционер Get Taxi. "Я общаюсь, спрашиваю, как дела, и уже по взгляду и ответам понимаю, что люди чувствуют. У руководителя должна быть развита эмпатия — только так можно увидеть и понять настроения людей. Важно понимать: если выслушаешь негатив и ответишь критикой, больше никогда не услышишь правды", — говорит Владимир Маринович.

Как измерять

Один из инструментов оценки "индекса счастья" называется engagement survey, что дословно переводится как "опрос приверженности сотрудников", напоминает Ольга Гуляева, руководитель отдела персонала кадровой компании ManpowerGroup. В рамках опроса сотрудник анонимно может выразить свое мнение о ценности компании и стратегии руководства, рассказать, почему он их разделяет или нет, и объяснить, доверяет ли он компании и своему непосредственному руководителю.
"ManpowerGroup этому инструменту оценки "уровня счастья" уделяет большое значение. Такой опрос мы проводим ежегодно и после получения результатов проводим сессии во всех департаментах, обсуждаем наши сильные стороны и зоны развития, устраиваем брейнсторминг и собираем идеи и предложения по улучшениям", — рассказывает Ольга Гуляева. Она объясняет, что, судя по итогам опросов, счастливым сотрудником считает себя тот, кто работает в дружной команде, участвует в интересных, развивающих его проектах, понимает линию развития компании, имеет открытый диалог с руководителями и ясно видит свое профессиональное будущее в рамках фирмы.

"Чтобы измерить счастье, мы проводим опрос, включающий в себя 12 вопросов, затрагивающих разные аспекты, но одинаково важные для того, чтобы человек ощущал себя счастливым", — рассказывает Ольга Петровская, карьерный консультант компании Cornerstone. Среди вопросов, например, есть такие: имею ли я на работе возможность каждый день делать именно то, что у меня получается лучше всего? Есть ли у меня на работе настоящий друг? За последние 6 месяцев говорил ли со мной кто–нибудь на работе о моих успехах? Анализируя ответы, руководитель сможет ясно понять, что беспокоит человека и мешает его эффективной работе и как исправить ситуацию, объясняет Ольга Петровская.

Счастье действительно это не самый объективный показатель, поэтому чаще компании измеряют удовлетворенность сотрудников, вовлеченность и лояльность, говорит Татьяна Мартюшева, руководитель рекрутинговой компании Antal в Петербурге. «Однако уровень счастья тоже поддается измерению, например, в нашей компании мы используем тестирование на эмоциональный интеллект, в результатах которого мы получаем уровень счастья человека на сегодняшний день и профильный анализ личности, который показывает удовлетворенность сотрудника текущим местом работы», — поясняет эксперт.

Некоторые компании не ограничиваются ежегодными замерами счастья и вводят в штат специального сотрудника, задача которого пристально следить за колебаниями счастья в коллективе. Так, в мюнхенском офисе JetBrains есть должность happiness manager, то есть "менеджер по счастью". "Одна из моих основных задач, — говорит "менеджер по счастью" JetBrains в Мюнхене Ольга Дикая, — это прислушиваться к нуждам и идеям сотрудников и пытаться достичь общей гармонии. В прошлом году мы проводили целенаправленный опрос о счастье на рабочем месте и выяснили, что сотрудникам не хватает позитивного фидбэка от коллег и руководителей. Для решения этой проблемы мы создали так называемый Thank you service, который позволяет анонимно поблагодарить за хорошую работу или просто за что угодно своего коллегу. Сервисом активно пользуются".

Что может сделать начальник
Индекс счастья стоит измерять ради сугубо практических задач, уточняют эксперты. Так, по словам Виталия Новикова, высокий индекс счастья сотрудников прямо влияет на успешность бизнеса. "Если мы хотим, чтобы были счастливы клиенты, то и сотрудники должны быть счастливы", — уверен он.

"Стоит это делать хотя бы из–за финансовой составляющей: во–первых, привлечение нового сотрудника дороже, чем работа по увеличению счастья старого сотрудника. Кроме того, состояние счастья или несчастья напрямую влияет на работоспособность", — отмечает Дмитрий Ломоть.

Ощущение счастья, по словам Виталия Новикова, зависит от нескольких факторов: от комфорта в офисе, вдохновляющих целей и задач, от материальной и нематериальной мотивации. А вот зарплата сама по себе на счастье точно не влияет, отмечает психотерапевт Дмитрий Ломоть. "Немаловажный фактор — принятие. Должен быть командный дух, хорошие межличностные отношения, комфорт. Иными словами, признание. Одно то ощущение, что человек нужен своей команде, очень сильно влияет на его ощущение себя счастливым", — говорит Виталий Новиков.

Поэтому начальник может повысить индекс счастья не столько материальным поощрением, сколько признанием и благодарностью за работу, отмечает HR–менеджер компании Agility Евгения Мустафина. «Cчастье любого сотрудника складывается из трех основных составляющих. Во-первых, он должен заниматься любимым делом и чувствовать вовлеченность в процесс всей команды, во-вторых, он должен видеть реальный результат своей работы, а в третьих, чувствовать признание коллег и руководства. Когда хотя бы один из элементов этого «пирога» отсутствует, счастье неполноценное»,  —  поддерживает коллегу Владимир Виноградов, президент ГК Pro-Vision.

На счастье сотрудников также влияют персонализированные стратегии карьерного развития — стремление руководства привести в максимальное соответствие интересы сотрудника и предлагаемые ему задачи, считает директор по персоналу ГК "Аэроклуб" Анастасия Шкинина.

"Чаще всего перед тем, как начать делать для своих сотрудников что–то хорошее, нужно просто перестать делать им плохо, — говорит Кирилл Краснов, генеральный директор бизнес–клуба R2, в прошлом HR, бизнес–партнер Tetra Pak. — Это парадоксально, но проблемы, которые снижают удовлетворенность коллектива компанией, обычно очень легко и недорого решить", Например, если в вашей компании много курящих сотрудников, оборудуйте для них на зиму отапливаемое помещение на улице, говорит он и обещает, что результаты следующих опросов покажут, что индекс счастья таких сотрудников значительно увеличился.

Получив результаты опроса, руководитель должен помнить, что они, как правило, рассматривают счастье сотрудника в тесной связке с его вовлеченностью в работу, удовлетворенностью и лояльностью. Поэтому так важно корректировать кадровую политику сразу по всем фронтам.

"Что может сделать начальник, чтобы повлиять на уровень счастья? К сожалению, здесь кроется ловушка для всех, кто проводит опросы: кажется, что достаточно установить пару новых кофейных аппаратов и заменить кондиционер, — рассуждает Сергей Тиунов. — Но на деле исследования счастья, как правило, вскрывают и более глубокие, системные проблемы, которые не решаются с лету. Например, люди хотят обучения или сотрудники разных подразделений мало общаются друг с другом, что приводит к ошибкам на производстве".

Здесь, продолжает эксперт, требуется длительная коллективная работа, иногда на уровне топ–менеджмента. "Рассказывать об этом не так увлекательно, как об установке новых диванов и создании комнат отдыха. Но именно решение этих проблем дает мощный толчок бизнесу", — говорит Сергей Тиунов. У каждого человека свое понимание счастья, напоминают психологи. Универсальных решений для всего коллектива нет, но общий знаменатель помогут найти опросники в стиле "что нужно еще сделать, чтобы поднять уровень счастья?".

«Так, для одних специалистов ценным будет совместное участие в благотворительных забегах, для других – увеличение бонуса в конце года. Именно поэтому важно спрашивать людей о том, что может повысить их мотивацию и вовлеченность», - говорит Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу. Причем эти опросы, отмечает она, должны быть анонимны, и в этом смысле большую роль в организации процесса играет HRD. «Итогом опросов должны быть реальные действия, потому что, открываясь, сотрудники идут навстречу компании, надеются на проект изменений и их ожидания нельзя обмануть, - подчеркивает она. - Когда люди видят, что работодатель делает реальные, пусть и небольшие шаги в их интересах, уровень лояльности к компании повышается. От таких мероприятий будет не только «человеческая», социальная польза, но и важный эффект для бизнеса – повышение производительности труда».

Вслед за ростом индекса счастья сотрудников, обещают бизнес–тренеры, начнется рост прибыли компании.

Комментировать:
В комментариях запрещены ненормативная лексика и публикация ссылок на другие ресурсы.


 
Подпишитесь на рассылку о вакансиях и новостях Cornerstone
Cornerstone.ru (Хедхантинг и executive search) . All Rights Reserved
Присоединяйтесь к нам на FacebookПрисоединяйтесь к нам на LinkedinПрисоединяйтесь к нам на HeadHunterПрисоединяйтесь к нам в ИнстаграмеПрисоединяйтесь к нам в Твиттере
Главная Карта сайта Контакты